Жительница Чебоксар Галина Ивановна Борисова — уникальный человек в истории авиации Чувашии. Она первая в республике доказала сильному полу, что женщины ни в чем не уступают им в летно-техническом плане. Даже сегодня ее взлет в карьере летчика — от планеристки до командира экипажа большегрузного АН-24 — считается просто фантастическим.

Долгая дорога в небо

— В начале 60-х годов никому и в голову не приходило, что женщина может управлять самолетом, — рассказала Галина Ивановна. — Один лишь намек вызывал истерический смех. Я на себе это испытала, когда три года подряд безуспешно поступала в чебоксарский аэроклуб. Сначала забраковали по зобу, потом по росту, а в завершение невропатолог усомнился в моей нервной системе. Несмотря на это, железно решила: «Прорвусь в небо назло всем!».

Решила схитрить и поступить для начала на планерное отделение, а затем перебраться на летное. Не тут-то было — всех 15 девушек из группы вновь отсеял невропатолог. Причина была следующей: мужики обладают железными нервами, а женщины могут в небе не совладать с нервишками и… Короче, могут угробить и себя, и технику.

Эти неудачи не сломили Галину, она вновь отправилась поступать на планерное отделение и… надо же — прошла! К тому же первой из группы, где кроме нее было 19 мужиков, поднялась в небо. Затем, как и задумала, перевелась на летное отделение, а после обучения наступил долгожданный момент — первый самостоятельный вылет, который для каждого летчика — словно первая любовь, не забывается никогда…

Нарушила традиции

— Никакой боязни перед вылетом. Села в ЯК-18, запустила двигатель, взлетела, сделала круг над аэродромом, а не по себе стало, когда посмотрела в зеркало заднего обзора — там вместо инструктора лишь пустое кресло. Но все же взяла себя в руки и посадила «борт» как надо. Вышла из самолета с таким видом, будто всю жизнь только этим и занималась…

А у летчиков насчет первого вылета есть своя традиция: дать новичку пендаль по заднице — чтобы не зазнавался от первого успеха. Вижу, бежит ко мне начлет, думаю, щ-щас ка-ак пнет, а он обнял, поцеловал и сунул мне в руки рюкзак: «Бегом в магазин на Южный поселок, возьмешь 10 бутылок водки и кое-какой закуси на свое усмотрение. Сама понимаешь, случай исключительный — женщина впервые с нашего аэродрома взлетела. Надо это дело отметить. Бегом!!!»

Ну, я и полетела на своих двоих, взяла все как велели, а видок у меня тогда был еще тот. Представьте: бежит маленькая девушка в летном комбинезоне с огромным рюкзаком, набитым водкой, и вся просто светится от счастья…

Первый самостоятельный женский вылет на чебоксарском аэродроме мужики отмечали всю ночь!

Командир

Вот когда я стала командиром экипажа сначала АН-2, а потом пассажирского АН-24, мужикам подобные вольности по отношению к себе не разрешала. Спуску им не давала, держала в кулаке.

Штурвал перестала им доверять после одного случая. В начале 70-х на АН-2 совершали обычный рейс Чебоксары-Алатырь. Я передала управление второму пилоту, а сама закрыла буквально на минутку глаза и — надо же — заснула! Просыпаюсь от неожиданной «болтанки», смотрю направо, в сторону второго пилота, а он тоже спит! Бросила взгляд на приборы: высотомер откручивает стрелки в обратном направлении — падаем!!! Взяла штурвал на себя и выровняла самолет. Коллега проснулся как ни в чем не бывало: «Алатырь скоро?..»

Помнится, тогда мой мат заглушил рев двигателя.

Аварийная умница

А если честно, случилось несколько внештатных ситуаций и по моей вине. Однажды на сложном пилотаже закрутилась так, что пошла на посадку с невыпущенными шасси. Слава богу, что с земли увидели это и подсказали: мол, лучше садиться на колеса, а не на «пузо» — мягче будет. А, в Кирове учудила такое, что до сих пор самой не верится, как такое могло произойти. Шли соревнования по самолетному спорту. Согласно жеребьевке я должна была вылететь первой. Кругом газетчики, фотовспышки, и я, такая крутая женщина, запрыгиваю в самолет. Запускаю двигатель, взлетаю с улыбкой, чуть ли не ручкой машу зрителям, набираю высоту, и тут в наушниках неприятный для каждого летчика зуммер — топливо на исходе. Смотрю на приборы и тут же покрываюсь холодным потом — бензина осталось 15 литров! Пока рисовалась на поле, совсем забыла проверить, заправлен ли самолет. Передаю SOS, ору в кабине как бешеная — местность-то незнакомая: «Что делать???» В итоге все же увидела поблизости колхозное поле и приземлилась. Самое главное, в шоке вновь нарушила все летные инструкции. При вынужденной посадке самолет надо сажать на «пузо», а не на шасси, которые на неровном грунте могут надломиться и перевернуть самолет. Я же все сделала наооборот. Вылезла из самолета, вроде живая, передаю по рации: «Приземлилась не знаю где…» Ну, думаю, все, отлеталась, сейчас начальство пропесочит по полной программе, а потом погонят меня из авиации. Через полчасика на грузовике примчался начлет и вместо выговоров обнял меня: «Умница — сама живая, и самолет спасла…»

Командир экипажа

Кстати, больше таких неприятных случаев в моей летной практике не было. После 6000 (!) часов налета (не каждый пилот-мужчина может этим похвастаться — Авт.) мне вручили почетный знак «Безаварийная работа». Вот и верьте в мужские байки на тему: «Женщина на корабле — к беде…»

Галина Ивановна на пенсию вышла в 42 года, а сейчас ей за 60. Теперь о бурной летной молодости остались только теплые воспоминания и многочисленные фотографии в семейном альбоме. Кстати, собственной семьей она так и не обзавелась. Для нее слова из знаменитой песни:»Первым делом самолеты…», стали по-настоящему жизненным кредо. Короче, мужчины так и остались вечно на «потом».

Сейчас она живет вместе с крестной дочкой, которую считает за родную внучку. Еще одна любовь — собаки, причем для Галины Ивановны неважно, какой они породы — помогает даже дворняжкам. Ее подруги нам поведали о том, как зимой «Галчонок» ежедневно ходила на берег Волги и кормила собачку, которая разродилась в лесу около берега. А потом всех щенков передала в надежные руки.

Сама же первая женщина-пилот Чувашии выглядит намного моложе своих лет и до сих пор считает, что спокойно может самостоятельно поднять самолет в воздух, полетать, приземлиться и причем все это сделать непременно в качестве командира экипажа…

Андрей СМИРНОВ.

от maxboro

журналист, админ сайта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *