Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Ахах Пи да Азамат

15 июля в селе Суук-Чишма прошли съёмки киностудией “Башкортостан” чувашского обряда “Имянаречение”. Обряд снимался по заказу министрерства культуры РБ, в рамках подготовки к фольклориаде 2020 года. Имянаречение традиционное – обряд наречения новорождённого личным именем. Чуваши придавали имени большое значение, считая, что от него во многом зависит судьба человека. Антропонимия чувашская зафиксировала несколько тысяч традиционных имён. Новорождённого полагалось наречь как можно раньше, ибо, по верованиям, может упредить Эсрель и забрать его душу.

m8mAKg80rNk

vk.com/suukchishma

Бытовало несколько вариантов имянаречения: 1) бабушка-повитуха при купании младенца нашёптывала ему в ухо разные имена; при каком ребёнок подаст голос, таковое принималось; 2) отец, которому сообщали пол новорождённого, выходил на улицу, и им выбиралось имя первого встречного; 3) в семьях, где дети часто умирали, повитуха выносила младенца во двор в начовке, давала облизать собаке; затем родители «выкупали» его через окно, нарекали пи (Соринка), Туппи (Найдёныш) и т.п.; 4) по согласованию со старшими родственниками родители выбирали имя ребёнку до его рождения. При этом для мальчиков предпочиталось имя, созвучное с именами покойных предков; считалось, что это способствует продолжению рода. Имя младенца при всех вариантах имянаречения подтверждалось и закреплялось во время родильного обряда ача яшки (букв. младенческий суп). С христианизацией чувашей имянаречение происходило при крещении, однако продолжительное время употреблялось и языческое имя, данное при традиционных обрядовых действиях. Имя человека в какой то степени определяет его судьбу и в культуре каждого народа к выбору имени относятся очень ответственно.
У чувашей существует стародавняя традиция давать ребёнку два имени. Одно имя знали все. Второе -знали только родители. Есть поверье, что если дьявол будет искать человека с двумя именами, то не найдёт.
Раньше по чувашским традициям имя ребёнку давали на седьмой день после рождения. В этот день приглашали всех родственников. На столе обязательно были свежеиспечённый хлеб, творог, каша, варили пиво, резали барана — обрядовая пища. Обряд проводил самый уважаемый человек в деревне, старейший. Он спрашивал у родителей, какое имя они хотят дать ребёнку, или предлагал имя сам. Ребёнку выбирали «пысăк атте» и «пысăк анне», в православии это крёстные отец и мать. По обряду ребёнка передавали через стол его крёстным родителям. Во время наречения ребёнка именем в четыре угла комнаты бросали хлеб. Старейший благословлял ребёнка. Считалось, что слова, сказанные им, обязательно сбудутся. Поэтому желали добра, успеха, здоровья. Если это был мальчик, то чтоб был годен для службы в армии, если девочка — чтобы была видной невестой.
Популярные мужские имена Атнер, Этнер, Кашкăр, Тимĕр, Аçтахар. Пинерпи, Нарспи, Илемли, Синерпи — очень красивые и звучные женские имена.
Сейчас редко встретишь человека с таким необычным именем. Когда чуваши перестали называть детей национальными именами?
После христианизации чувашского народа национальные имена стали забываться, им на смену пришли другие имена. Хотя и русские имена очувашивались. Александра, например, среди своих звали Сашук. Таких примеров много. Есть одна мудрость у чувашского народа. Если дети погибают в младенчестве, то следующему нужно дать чувашское имя, тогда его будут оберегать чувашские боги, и он выживет. Этому можно верить, а можно и нет.
Давая имя ребёнку, часто выбирали тотемных животных, чтобы наделить ребёнка его качествами, для мальчиков это Юман («крепкий, как дуб»), Арăслан («смелый, отважный, как лев»), Упа («могучий, как медведь»), Аçтахар («сильный, как дракон»).
Имя Азамат является исконно чувашским, хотя и у татар, и у башкир есть такое имя. Это имя можно расшифровать как «асамлă атте», что переводится как «таинственный или волшебный отец», а это есть Бог. В Грузии есть гора Арамази. Согласно чувашскому эпосу богатырь Улып жил именно около этой горы. Когда его окружили враги, уйти ему помог кузнец по имени Азамат. Он сковал для Улыпа мост от Кавказа до Волги. По этому мосту и ушёл Улып вместе со своим народом. В чувашском языке радуга это «азамат кĕпере» (пер. мост Азамата).
Имя Нарспи означает «рождённая в феврале», Нарпи — «солнцеликая», Пинерпи по-чувашски расшифровывается «пин хĕртен эсĕ пĕри», что переводится как «единственная из тысячи девушек», Ахах Пи — «бриллиантовая» девушка. Чувашские имена не только красивые и звучные, но и своим значением оказывают влияние на судьбу человека. При съёмках передачи учитывались многие чувашские традиции. При съёмках передачи принимал участие чувашский народный фольклорный ансамбль “Шевле”.

По информации Историко-Культурного Центра «Суук-Чишма» Кармаскалинского района Республики Башкирии

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Социальная сеть

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *