Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Дальше я, видимо, опять один

Бывший банковский работник Дима Нижегородский задумал проект Пешком вдоль Волги :

«Собираюсь пройти пешком вдоль всей Волги — от истока до дельты. Более 3,5 тыс. км — наверное путь займёт около полугода. Ночёвки на дикой природе (среди медведей, клещей, дурных людей, разрядов молнии и прочих напрягов:))), только в крупнейших городах зайду в хостелы, но всё же ожидаю великое множество положительных впечатлений, разнообразнейшего опыта и внутреннего преобразования… Зачем я это делаю? А подумал: жизнь-то вроде как дана один раз, так зачем проживать её тухлым образом (например, каждый день ходя в офис на тошнотворную работу), когда можно (и даже нужно) путешествовать, получать интереснейший опыт, писать книги, ваять любительские фильмы, делать своё имя, жить той жизнью, к которой лежит душа (а не той, которая втиснута в шаблон). Так я и бросил всё, что ужасно надоело, снарядился для путешествия — и вот, я готов к началу новой жизни. Это стоит риска…»

Из записок по Чувашии:

nvFxElO3D-M

День 77.

Отличное место ночлега — маленькая березовая рощица среди полей, когда до ближайшей деревни больше километра, минимум комаров, муравьев и слизней, никаких странных звуков, шума и дождя — ночью было так тихо, что я слышал марийские песни из соседней деревни. С утра пришлось перепрыгивать маленькую речку — понимал, что сам смогу, а с рюкзаком — нет, поэтому сначала перекинул рюкзак (а это тоже весело, учитывая, что он весит около 22 кг), потом перепрыгнул сам. А о речке чуть позже я уже мечтал — такая была жара на дороге, но так и прошёл границу с Чувашской республикой, и только там, у села Большой Сундырь, увидел речку Сундырь, справа от моста — запруда, но полно народу, слева — по колено, но там в зарослях я и погружался трижды в этот прохладный поток, и очень освежился, дошёл до села Малый Сундырь, проделав всего около 30 км, последняя малая часть из них — снова по М-7, которая не заходила в Марий Эл. Тут я в сосновой роще, уже заметил, что в поле повышенная активность клещей — нескольких сбросил со штанов, а вообще тут красиво. Планирую завтра к вечеру прийти в Чебоксары.

День 78.

Начало дня было продолжением вчерашнего дня — так жарко, что не до любования природой, но потом я даже привык быть мокрым, но всё равно, какое тут любование — М-7 работала на полную, и я иногда заходил в магазины или в столовую для дальнобойщиков (где меня угостили огурцами) (а тут теперь чуваши — и они доброжелательные), в общем я искал, где можно охладиться под кондиционером, а речек интересных по пути не заметил, да и вообще, мечтал уже о Чебоксарах.
И вот, зашёл по Ядринскому шоссе, на Московский проспект, и после всех этих кварталов я оказался в центре вечереющих Чебоксаров, и первым делом — на Московском мосту и на Театральной набережной, где у театра оперы и балета как в старые добрые массово тусила молодежь, со всеми их подростково-юношескими возгласами и выкриками — тут-то я и заметил, насколько бурлит вечерняя жизнь в городе. На Советской набережной музыка, танцуют (не все, как в индийских фильмах, а лишь некоторые)), гуляющих — как на курорте, в их сопровождении я прошелся по пешеходному мосту до знаменитого монумента «Мать-Покровительница», прогулялся по Красной площади и некоторым прилегающим улицам, посмотрел на Чебоксарский залив, который начинал отсвечивать разными огнями города, погружающегося в ночь.
Это лишь первичное знакомство, Чебоксарам собираюсь посвятить завтрашний день, сегодня же добрался до ночлега на проспекте Мира (в рамках эксперимента «каково в самых дешевых хостелах России», а здесь занавесок нет, и если я включу свет — буду у всего проспекта на виду, как в реалити-шоу)), вообще положительно так всё.
P.S. Не всё — самонадувашка начала спускать за ночь, придется заморочаться с этой проблемой. Но это мелочь :)

День 79.

Несомненным центром, можно даже сказать — сердцем Чебоксар является Чебоксарский залив. Он был создан искусственно с помощью двух дамб, и пополняется водами нескольких малых речек, которые раньше впадали напрямую в Волгу. Русла этих речек формируют овраги, на холмах между которыми располагаются городские районы, веером расходящиеся от залива, а сам он в архитектурном плане оформлен замечательно со всех сторон, туда и стекаются жители и гости города для прогулки и увеселения. А сегодня поводов достаточно: отличный солнечный денёк, ещё и День ВМФ, в связи с которым на улицах было много людей в полосатых майках, с теми или иными элементами флотской формы, с флагами, и машины ездили с флагами (андреевский крест), ещё пролетал самолёт и несколько раз выбрасывались парашютисты, но впрочем, большинство людей на многочисленных набережных Чебоксар не имели отношения к флоту, а просто решили провести выходной именно в городе (в деревне набывались уже)), и в целом была праздничная атмосфера. По заливу катались на лодках и катамаранах, на берегах тоже любой находил развлечение по душе.
Я домчался до залива с проспекта Мира на автобусе (всё равно это в счёт пути не идёт, а в счёт отдыха), увидев многочисленные районы и кварталы, и высотные, и индустриальные, и новейшие — ощутил размах города, хотя тут «всего-то» чуть менее 500 тыс. человек, но о городе тут заботятся, вкладывают в него. Вот и «Мать-Покровительница» поставлена от души (а написано там: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»), и ещё там на дамбе выложено гигантскими буквами: «Чебоксары — жемчужина России!» — что ж, они-то имеют право на такое заявление. Прибыв на Президентский бульвар я через Красную площадь прошелся по дамбе, называемой «Дорога к Храму», на Московской набережной обнаружил отличный городской пляж, который длился далеко, и когда я проходил высоко над ним в роще холма по аллее Влюбленных — слышал рокот голосов тысяч людей, разбавляемый детскими пронзительными криками, да возгласами разгулявшихся моряков — издалека было похоже на какой-то птичий базар :) Потом ходил по разным улицам, поднялся по всем ступеням к Монументу, и отправился к месту ночлега — чем дальше от центра, тем больше это уже просто «большой город», хотя и по этому я уже тоже соскучился — это только пятый областной центр на моём пути, а раньше-то я всю жизнь жил в мегаполисе.
И тут не всё лишь сказка — на проспекте Мира (вопреки его названию) под моим окном вторую ночь подряд была женская драка — разные участники, но оба раза суть одна: после скандала в духе «дома-2» две молодые девки сцеплялись и возились на земле, а остальные вяло пытались их разнять, и всё это с дикими криками и нецензурщиной, и к счастью недолго, даже весело.
Что ж, этот замечательный город собираюсь покинуть завтра, меня ждёт дальнейший путь.

День 80.

Утро было жарким, а на вторую половину дня прогнозировали грозу, и я думал — главное дойти до Новочебоксарска до её начала, но непогода обходила мой путь стороной, лишь чуть-чуть смочило перед тем, как пройдя около 18 км по трассе и иногда по затененным дорожкам я встретился в Новочебоксарске с Владимиром. Он — студент-географ, ходит в походы, вот и предложил мне составить компанию в пути — насколько получится, но вообще он первый человек, который решил пройтись со мной более одного дня, и подготовился к этому со знанием дела. Выйдем дальше завтра утром, а сегодня гощу у него, прогулялись по городу (грозы так и не было, только тучи немного летали вокруг). Новочебоксарск — город молодой, в 1960 его начали возводить в связи со строительством химического комбината, и сейчас «Химпром» является градообразующим (чуть не в каждой семье есть кто-то, связанный с ним), а ещё здесь важный объект — Чебоксарская ГЭС, и вообще город выглядит современно и оживленно, и считается вполне спокойным, и чуваши живут в дружбе с русскими. Мы прошлись по набережной, мимо пляжа, потом по улицам, вечерело и стало не жарко — многие вышли — от детей до стариков — только успевай обходить их всех, вообще же хорошо тут.

День 81.

Полдевятого мы с Владимиром отправились в путь из Новочебоксарска, первое время шли по трассе (и мимо Химпрома), в основном он шёл по обочине впереди (как знающий местность) — передо мной рюкзак «Геракл 100», наполненный наверное чуть больше чем наполовину, но мне казалось, что Вова его и при полной загрузке запросто понесет, так легко он вышагивал — я чуть поспевал (и увидел в навигаторе, что идём со скоростью 6 км/ч!) — при возрасте 19 и росте немного больше моего, он от природы мощный (тягал бы железо — был бы как Арнольд). Хотя переплывать Цивиль с рюкзаками он не рекомендовал, да и было с утра облачно и ветрено, поэтому мы пошли на мост (там, где Новое Атлашево), взглянув на речку я тоже подумал, что идея с переплыванием — не очень. Потом возле села Шоршелы увидели указатели на Музей космонавтики — ведь там родился космонавт Николаев, но заходить я не стал, т.к. был в Москве в таком (кстати, тут скульптура ракеты, похожая как на ВДНХ, только намного меньше)). Потом шли через Большое Шигаево, Малое Яндуганово, у которого я замечательно купнулся в озере (стало солнечно и жарко), Сотниково, у которого мы немного промочили обувь — там везде родники с отличной водой, вода стекает в низины, кое где заболачивая, вот в такую мы и залезли, но я-то вовремя снял обувь и прошелся немного босиком, Вова же потом переменил набравшие воды кроссовки на берцы, а потом к нам привязался щенок — маленькая чёрная собачка, мило прихрамывающая — целые 2 км с нами, но у Астаксов отстала, а мы там уже начали искать место для привала, сначала обнаружив в одном мелколесье империю муравьев, но потом нашли в большом лесу отличное место (правда комаров тьма!), поставили два «Ягуара1», развели небольшой костёр, сделали на нём чай (я впервые открыл сушеные абрикосы — отличная штука!), и Вова ещё сушит там вещи, я же в палатке пишу всё это, и вылезать больше что-то не хочется — такой конкретный вокруг палатки комариный писк! Пройдено 41 км (со средней скоростью 5км/ч!), но не сказать, чтоб особо устали.

День 82.

Услышав, как Вова открывает свою палатку, я решил, что действительно, пора продолжать путь, и досаждаемые комарами мы собрались, прошли через Астакасы, где взбодрились чувашским квасом (он сегодня был популярен) — уже в 9 было жарко, каково же стало потом! До следующей деревни — Тогаево — более 10 км по ярко-солнечной трассе, поэтому мы иногда присаживались отдохнуть в тени остановок, а однажды — в беседке Сотниковского лесничества, где лесник рассказал нам, как лучше идти до Козловки. По его совету и шли. Сначала зашли в Тогаево за водой, ещё квасом, паштетом, в магазине много народу, и мы единственные говорили по русски, а потом посидели на бревнах недалеко от церкви. Затем, пройдя мимо Истереккасы, у Аксарино повернули налево, в сторону Волги, там отличная асфальтовая дорога, но всё же (после того, как нас обогнали две машины полиции и одна скорой) увидели машину вверх колесами под дорогой, но ничего страшного — одного врачи вели под руки с поврежденной ногой, а второй сам стоял на обеих, заметно шатаясь, и его заставляли дунуть в трубочку (да и первый-то похоже был нетрезв), и все действующие лица говорили на чувашском, в общем, похожесть с русскими у них не только в культуре :) Затем мимо Мурзаево, и мы зашли в Карамышево, где я решил, что искупаться необходимо — начинало вечереть после столь знойного дня (не знаю, сколько потов сошло) — я полез в реку Аниш, и первые 65 метров прошёл по колено — воды было сантиметров 10, а ниже какая-то илисто-грязевая жижа, я вышел на островок, и лишь после него стало по шею — доплыл до другого берега наискосок как раз к мосту — около 80 метров удовольствия, а потом пошёл через мост на другой берег в одних трусах и босиком (никого там это не смутило), где Вова отдыхал и присматривал за моими вещами, и наблюдал за моим смешным купанием, но меня оно хорошо освежило. Потом мы уже далеко не ходили (прошли же сегодня 42 км — спасибо Вове)), не доходя до Картлуево поставили палатки — впервые не в лесу, и даже не то что в поле, а на холме, но место хорошее, лишь бы с утра муравьи нами не заинтересовались (а муравейники повсюду), ну а на комариный звон внимания не обращаем (когда сами в палатках)). Завтра дойдем до Козловки, дальше я, видимо, опять один.

День 83.

Новые условия лагеря — новые гости в палатке — я думал, кто же это такие шумные, больше комара, но меньше мыши, утром увидел — кузнечики. Кроме них легион комаров в нетерпении, первые разведчики от муравьев, а вот слизней не было, и всякие жучки и паучки, и да! — тоже первый раз — многоножки, но все они были не со мной, а хоть и под тентом, но за тонким слоем нейлона внутренней палатки. Утро было солнечное, но свинцовый фронт быстро приблизился. Мы с Вовой шли чуть медленнее, чем в предыдущие два дня (не удивительно) (да и дорога вверх-вниз) (да и на мозоль он жаловался, а у меня на мизинце левой ноги тоже вдруг (а казалось — ноги настолько загрубели, что уже ничего не страшно)) (что значит, слишком много ходить!). Без особых случаев дошли до Козловки, а это город, несмотря на название, и находясь в нём это очевидно — привычные кварталы малого города, инфраструктура, и, что любопытно — ощущение активной общественной жизни (не то, что каждый сам по себе, а они ощущают себя частями большого целого) — город бодрый социально (что не в каждом видно, и это не о бизнесе — всякие площадки, плакаты, заведения, объявления, лица людей — говорят о том, что город для них что-то значит). Мы дошли до ул. Ленина, до самого причала, когда ливанул дождь (за полчаса до прогнозируемого времени его начала), и мы едва успели добежать до кафе «Парус». Большое спасибо Сергею Анатольевичу, что пригласил нас туда, и Елене Михайловне, что приняла там, и всем работникам кафе, которые принесли вкусную еду (а она действительно такая)! За отличным обедом мы переждали ливень, прогулялись по недлинной набережной (облагороженной в классическом волжском стиле), дошли до автостанции, где вскоре распрощались — Вова уехал в Новочебоксарск. Таким образом, за 2,5 дня он прошёл со мной 100,5 км, за это время рассказав немало о Чувашии. Мне было интересно, так что, Вова — благодарю за компанию! Потом я зашёл в магазин, потом пережидал очередной ливень, ходил, увязая в размокшей глине (потому что сказали, что там можно пройти), и т.д. и т.п. — в непогоде добрался до Курочкино, а это последнее село в Чувашии — рядом граница с Татарстаном, ничего ещё не успел рассмотреть, с утра увидим :)

День 84.

Утром у Курочкино обнаружил невероятную красоту — с цветущих всеми цветами цветов холмов открылся далёкий вид на Волгу в её синеве, и целые города и железнодорожный мост было видно. Из самой деревни тоже хороший вид, я шёл по улице вниз, к Волге, искал хорошие виды, и был приглашен положительным мужчиной посмотреть вид с его участка. Сам он живёт в бане, т.к. 12 лет назад дом сгорел, восстановить ещё не удалось, но уже сделан фундамент для нового дома, а сад и огород у него — в отличном ухоженном состоянии (всякие грядки, кусты, деревья), и вид там действительно хорош («особенно весной, пока листвы нет — такой простор, вдохновляет!»), и человек этот жизнерадостный и постоянно юморит, угостил меня кофе с печеньем. Он сказал, что комаров этим летом гораздо больше, чем обычно (а я это прочувствовал с утра), и мы решили, что это из-за обилия дождливых и серых дней. С тех мест на другом берегу видны Волжск и Зеленодольск. Потрясающе на холме перед Набережным — вид чуть ли не на 360° (ну на 330°) — во все стороны далёкие горизонты!
Да, а прошёл границу — из Чувашии (которая мне очень понравилась природой, людьми и бытом) в Татарстан.
Первым населенным пунктом в Татарстане, куда я зашёл, был посёлок Нижние Вязовые, там сразу новая народность стала видна — мечеть, тюбитейки, и там есть переправа на левый берег, но я так впечатлен правым, что решил до Казани идти по нему. Там же железнодорожный мост, и когда я вздумал его сфотографировать из динамиков раздался сначала скрежет, а потом металлическим голосом: «Не надо фотографировать». Ещё там ж/д вокзал и пристающие цыганки, прибывшие с того берега на пароме (сам наблюдал их выход).
Я добрался до известной М-7, там было сначала типично, но на мосту через Свиягу, когда я фотографировал замечательный вид, из динамика (второй раз за день!) раздалось: «Не стоим, проходим» — я сразу и пошёл, потому что у них там как минимум две служебные собаки. А на Свияге очень красиво! Да и вообще, сегодня день потрясающих видов! Прошёл около 35 км и остановился у Татарского Бурнашево, ну а завтра я или зайду в Казань, или буду в непосредственной близости от нее.