Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

От этнографии служба духовная

Чуваш по национальности, Константин стал, по сути, первым, кто приступил к изучению этнографии своего края. Cохранились его труды, посвященные истории, культуре и национальным традициям чувашей. Из-под пера молодого исследователя вышли такие серьезные работы, как «Брак у чуваш», «Обряд прохождения в земляные ворота (из быта чуваш)», «Похороны и поминки у чуваш». Всего же в те годы было опубликовано около десяти его этнографических работ, которые сегодня уже считаются хрестоматийными. От этнографии его отвлекала лишь служба духовная, и мы, может быть, потеряли в его лице выдающегося ученого. Жизнь епископа Константина Прокопьева в проекте «Пастыри», героями которого становятся самые яркие представители челябинского православного духовенства сетевого издания «Южноуральская панорама Онлайн».

18342617_644086635802089_464188749097982791_n

Проходя по тихой улице Красной, каждый челябинец невольно задерживал взгляд на мощном сооружении из красного лицевого кирпича. В его архитектурном облике можно угадать эклектику и модерн, столь характерные для русской архитектуры начала прошлого века. Сегодня здесь располагается одно из подразделений Южно-Уральского аграрного университета. А более века назад в его аудиториях постигали науки учащиеся Челябинского реального училища, среди выпускников которого были академик Василий Немчинов и известный писатель Юрий Либединский. Им наш герой и преподавал Закон Божий.
На третьем этаже здания, где сегодня актовый зал, более века назад были отнюдь не учебные аудитории, а располагалась самая настоящая церковь — Во имя святителя Алексия. И была эта церковь домовой.
Настоятелем этой церкви был известный в городе человек, неутомимый просветитель, будущий архиепископ Константин (в миру Константин Прокопьевич Прокопьев). В эти дни (14 мая) исполняется 145 лет со дня его рождения.
Родился Константин Прокопьевич в 1872 году в селе Ильмов Куст Симбирской губернии в крестьянской семье. Первое образование получил в Симбирской учительской школе. После ее окончания работал учителем. В эти же годы здесь жил и юный Володя Ульянов, почти его ровесник. Так что, выходит, с Лениным они были земляки. Кто знает, быть может, будущий архиепископ даже встречался с будущим вождем мирового пролетариата! После учительства Константин обучался в Симбирской духовной семинарии, В 1894 году был рукоположен в священники.
Затем наступил нелегкий период в его жизни: в 1899 году умирает его жена, на руках остается годовалый сын Анатолий. После смерти жены священник уволился из Симбирской епархии и поступил в Казанскую духовную академию.
Любопытно, что еще на студенческой скамье он увлекался наукой. Чуваш по национальности, Константин стал, по сути, первым, кто приступил к изучению этнографии своего края. Cохранились его труды, посвященные истории, культуре и национальным традициям чувашей. Из-под пера молодого исследователя вышли такие серьезные работы, как «Брак у чуваш», «Обряд прохождения в земляные ворота (из быта чуваш)», «Похороны и поминки у чуваш». Всего же в те годы было опубликовано около десяти его этнографических работ, которые сегодня уже считаются хрестоматийными. От этнографии его отвлекала лишь служба духовная, и мы, может быть, потеряли в его лице выдающегося ученого. Тем не менее даже эти его исследования стали столь заметны в научных кругах, что с 1902 года он был зачислен пожизненным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. После окончания академии со степенью кандидата богословия три года преподавал учащимся Симбирского коммерческого училища Закон Божий.
В 1906 году Константин Прокопьевич приезжает в Челябинск. В том же году он стал законоучителем в Челябинском реальном училище, где, кстати, обучался и его сын Анатолий.
С 1907 года становится настоятелем Алексеевской домовой церкви, инициатором создания которой он сам и был. Уже через два года снискал архипастырское благословение «за труды по устройству храма при Челябинском реальном училище».
Параллельно с преподаванием в Челябинском реальном училище он вел Закон Божий и в Челябинской женской гимназии. А с 1915 года взялся бесплатно преподавать этот предмет учащимся Челябинской женской ремесленной школы. Просто диву даешься, как все успевал этот человек, имея, помимо этих должностей, еще и множество общественных обязанностей. Состоял он в хозяйственном комитете, был казначеем Общества вспомоществования нуждающимся учащимся училища, в 1916 году возглавил при училище комитет по оказанию братской помощи воинам-инвалидам. В течение нескольких лет был председателем Челябинского уездного отделения Оренбургского епархиального училищного совета, за что в 1913 году был награжден наперсным крестом.
Его праведные труды были отмечены и другими наградами. Из церковных наград он имел набедренник, который он получил в 1902 году «за трехлетние бесплатные труды по преподаванию Закона Божия при Казанской воскресной школе», в 1904 году — скуфью. Уже будучи в Челябинске, в 1910 году он был награжден камилавкой «за ревностное исполнение обязанностей и благоповедение». Еще в 1901 году он снискал благословение Священного синода «за ревностные труды в деле оказания помощи голодающему населению в 1898 году».
Отмечен был отец Константин и светскими наградами, среди которых — медаль в память императора Александра III, а также медаль в честь 25-летия церковно-приходских школ.
В мае 1917 года был возведен в сан протоиерея, а уже в сентябре возглавил образованное Челябинское законоучительское братство.
В 1919 году стал во главе Челябинского епархиального совета, а через год был арестован за участие в монархическом Союзе Михаила Архангела. В 1921-1922 годах принимал активное участие в борьбе с голодом в Челябинской губернии. С 1922 года занял обновленческие позиции, был кандидатом на должность епископа Челябинского. Чуть позднее стал обновленческим епископом Курганским. В 1923 году принимал активное участие в обновленческом Втором поместном соборе.
Об обновленческом расколе нужно сказать особо. Произошел он после создания в мае 1922 года Высшего церковного управления (ВЦУ), которое признала лишь часть верующих. В противовес патриарху Тихону и его сторонникам обновленцы выступали за лояльность по отношению к Советской власти, за модернизацию церковной практики и пересмотр некоторых устоявшихся в православии канонов и обычаев.
Делегаты первого окружного съезда духовенства и мирян Челябинского округа весной 1917 года по ряду позиций заняли откровенно обновленческие позиции: так, единогласно высказались за введение второбрачия священников.
В июне 1922-го челябинская газета «Советская правда» опубликовала открытое письмо «К духовенству и мирянам Челябинской губернии», подписанное протоиереем Константином и его единомышленниками.
В манифесте челябинских обновленцев говорилось: «Народ давно ждет живого слова своих пастырей, жаждет дел милосердия, но ничего не видит. Церковь застыла в формализме, духовенство замкнулось, опустило руки и ничего не делает. Живой дух замер. Пора отрешиться от старого, пора выступить с призывом братской любви и милосердия, вызвать живую и деятельную жизнь прихода на принципах взаимопомощи».
Живое слово пастыря Константина услышали многие.
По данным историка Владимира Боже, обновленчество поддержали не только в Челябинске. Обновленческая кафедра была создана в Троицке, викарная — в Златоусте.
Уже в начале июня 1923 года выборы священнослужителей, состоявшиеся в православных общинах Челябинска, показали, что обновленческая эйфория прошла. В 1935 году самораспустился созданный обновленцами синод. В 1937-38 годах некоторые бывшие обновленцы, принеся покаяние, вернулись в лоно РПЦ. А многие из приверженцев обновленчества были арестованы и расстреляны.
И все-таки как судьба играет человеком! Кто бы мог подумать, что бывший архиепископ вдруг станет простым счетоводом санитарно-гигиенической лаборатории в Кургане? В этой скромной должности он и проработал до самого ареста органами НКВД 19 октября 1937 года.
Был обвинен в преступлениях, подпадающих по статью 58 УК РСФСР. И уже 12 января 1938 года был расстрелян в Кургане. Там же, в Кургане, но уже в 1957 году, областным судом бывший архиепископ был реабилитирован.

Марат Гайнуллин, Расстрелянное живое слово. Константин Прокопьев мог стать этнографом, но стал епископом, Сетевое издание «Южноуральская панорама Онлайн» up74.ru, 10 мая 2017.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Социальная сеть

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *