Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Поэтика футбола

28 сентября 2017 в Центре современной культуры «Смена» (Казань, Бурхана Шахиди, 7) открылась выставка «Наблюдатель».

Из анонса выставки:

Xудожественные проекты Павла Отдельнова, Николая Онищенко, Алексея Васильева и Сергея Новикова, созданные по итогам резиденций программы «Не-места» в течение 2016–2017 годов. Проект является частью фестиваля искусства и краеведения «Искра»-2017.
Каждый из художников провел в Казани 1-2 недели, общаясь с местными жителями и экспертами, исследуя казанскую городскую среду и культуру. Формат резиденций не давал полного погружения в локальный контекст, у художников была возможность сохранять дистанцию, чувствовать себя сторонним наблюдателем и исследователем.
Общей концептуальной рамкой резиденций стало понятие «не-места», введенное французским антропологом Марком Оже. Этим термином он обозначал транзитные места — пространства, в которых современный человек пребывает, но не закрепляется.
Художники попытались применить эту концепцию к Казани. Город за последнее десятилетие претерпел большое количество изменений, но на фоне репутационных медийных успехов остаются непроговоренными многие из проблем города, и формируется довольно упрощенное представление о Казани как о городе, где можно провести выходные, попробовать татарскую кухню и другими способами ощутить местный колорит. Задача выставки «Наблюдатель» — усложнить эту картину, добавить в нее как социально-экологическое, так и культурно-мифологическое измерения.
Перед художниками не стояла задача подчеркнуть идентичность места, скорее наоборот — применить свои методы работы в новой, ранее неизведанной локации. Зрителей на выставке ждут сразу несколько проектов — документальные живописные работы Павла Отдельнова, посвященные местной экологии, фотопроект Сергея Новикова о культуре любительского футбола, псевдодокументальные рисунки Алексея Васильева и мокьюментари-инсталляция Николая Онищенко.

Интернет-журналу о жизни в Казани и городах республики Татарстан Инде о своих творениях Сергей Новиков.

Сергей   родился в 1979 году в Чебоксарах, живет и работает в Москве. Фоторедактор сайта Colta.ru, снимал для The Guardian, российского Esquire, «Афиши-Мир», «Большого города», «Русского репортера» и других изданий. В Казани проходила выставка Новикова «Чуваши. Research», посвященная современному состоянию Чебоксар и исчезновению знаковых для города оврагов под новым ипотечным жильем.

Фотографии, снятые для ЦСК «Смена», являются частью более глобального проекта Grassroots в котором я много лет документирую культуру непрофессионального футбола в России. Этот мой интерес прежде всего основывается на внимании к низовым инициативам и самоорганизации, если угодно, к выживанию в условиях отсутствия государственной поддержки. Это вписанные в пейзаж футбольные арены и групповые портреты представителей местного комьюнити.
Татарстан в плане устройства функционирования турнира (начиная от веб-сайта федерации до качества футбольных полей) выгодно отличается от других регионов страны. Хотя, конечно, видны и изъяны этого внешнего благолепия — команды второй местной лиги, еще не имеющие своих собственных новых стадионов с искусственным покрытием, такие, как «Мехуборка» из Менделеевска, «Факел» из Нурлата и ФК «Васильево», вынуждены кочевать по окрестным городам.

Тотьма, Вологодская область, 2014

Это проект не только про спорт и достижения, он еще и про устройство социума и городского ландшафта. За многими снимками есть истории, насыщенные экономическими и даже политическими деталями. В Татарстане я снимал в Рыбной Слободе, Мамадыше, Чистополе и Заинске, также добавил кадр прошлого года из Казани, то есть получилось проследить всю иерархию, от команды — обладателя Кубка Татарстана этого года, играющей на стадионе, построенном к Универсиаде, до аутсайдеров из второй республиканской лиги. В Чистополь удалось привезти бразильскую съемочную группу, снимающую фильм о России до ЧМ-2018, символично, что мы попали на матч местной «Фортуны». Несколько его участников стали героями фильма. Уровень игры, особенно в Высшей лиге, тоже достаточно высокий, видно, что у игроков есть опыт выступления в профессиональном футболе или они близки к этому. Между первой и второй лигами — пропасть, например, «Рыбная Слобода» подсобрала деньжат и получила повышение в классе, но играть в лиге выше по уровню уже сложно, вот и приходится неприятные эсэмэски после игры спонсорам отправлять.
Значительный корпус работ, сделанных в резиденции, войдут и в мою итоговую выборку проекта, который в следующем году будет представлен в виде книги и выставок. Никогда ранее я так плотно съемками в одном регионе не занимался, как мне кажется по итогам работы, снимки и текст к ним дают хорошее представление, как все устроено и как соотносится с большими спортивными турнирами, проходящими в последнее время в Казани. Поэтика футбола низших лиг (а здесь среди источников, заслуживающих внимания, я вижу, прежде всего, творчество Дмитрия Данилова — в его книге «Есть вещи поважнее футбола» я и сам появляюсь в качестве проходного персонажа — самиздатовские журналы «Скитальцы» и «Свободен!») рваная, грубая, с драками и нецензурной бранью, но при этом с тем самым драйвом, которого не хватает в большом спорте, когда команда играет за свой родной город, для зрителей и зачастую на чистом энтузиазме. Да, тут тоже важны спортивные достижения, но прежде всего — сама игра, действие. Что немаловажно, зрелище это может быть увидено только вживую, на стадионе, что придает зрителю дополнительный драматизм и сопереживание. В общем, в чистом виде никогда не повторяющийся перформанс. Как говорил Лев Лосев и повторял за ним Йохан Хейзинга, «После изгнания из Рая / Человек живет играя».

28 сентября — 28 октября
Адрес: Казань, Бурхана Шахиди, 7

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Социальная сеть

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *