Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Сувары возвращаются

suvari11128 декабря 2012 года в загсе Калининского района г. Чебоксары был зарегистрирован брак между Дмитрием Мадуровым и Русалиной Селентай. Брак как брак. От всех остальных его отличало лишь то, что в графе «национальность» молодожены указали себя суварами. Сейчас, год спустя, у них растет уже двухмесячный сын Терентий, а сам Дмитрий, археолог, историк, кульутролог, кандидат искусствоведения, охотно рассказывает «преданья старины глубокой» – о том, как появились и куда пропали сувары и прочие народы, некогда населявшие государство Нухрат Пулхар (Серебрянную Булгарию – настоящее название Волжской Булгарии).

Булгария была почти такой же федерацией, как и Россия сегодня и состояла из нескольких княжеств.

Этноним «сувар» возник приблизительно в середине IX века, и впервые упомянут арабскими историками еще в Дагестане. Еще предки сувар — савиры (сабиры), вступили в гуннский союз, превратившийся в V веке н. э. в государство Великая Булгария. В Дагестане упомянуты княжество Сувар, крепость Сувар и Суварские (львиные) ворота Дербента. В 9 веке происходило смещение народа на север, вслед за отступающей на север полосой активного земледелия, и они расселились по Средней Волге. Упомянуты на Яике и даже в Киеве.

В районе Волгограда, на реке Ахтубе, был город Саксин — один из крупнейших на то время город мира, около тридцати километров в диаметре. Другим его названием было Ас Сувар. Был еще город Ман-Сувар, ныне городище возле деревни Кузнечиха в Алексеевском районе Татарстана.

Таким образом, народ такой существовал, имел свои государства, княжества, но в результате монголо-татарского нашествия, практически исчез. Имя народа не угасло, оно сохранилось в чувашском эпосе, исторических предания. Даже, до недавнего времени пожилые люди, когда их расспрашивали этнографы, иногда отвечали, что их предки сувары и болгары.

По моему мнению, слово «болгары» идет от чувашского «пул хар», что означает «будь един». Под этим этнонимом объединялись все народы в рамках одного государства, в границах Великой Болгарии — утигуры, кутригуры, вунногуры. Когда государство разваливалось, они снова назывались своими прежними этнонимами. Если мы откроем русские летописи, то обнаружим, что под сведениями, где «русские пошли на болгар» окажется, что они ходили на мокшу, эрзя, мари. И это еще раз доказывает наш вывод, о том, что булгары не этноним, а термин-призыв, под которым объединялись народы в рамках одного государства.

Практически, начиная с завоевания монголами Сибири в 1208 году по 1237 год булгары оказывали героическое сопротивление монголо-татарам. Тем, даже, пришлось вернуться из Европы дабы подавить вновь восстановившееся государство булгар. Когда читаешь тексты очевидцев той эпохи, удивляешься, а как вообще кто-то еще смог выжить в этот период. Непокорность народа и многочисленные восстания булгар привели к тому, что если бы вы назвались в то время булгаром, или суваром, захватчики вам бы просто отсекли голову.

Этноним «чуваш» в переводе с тюркского, означает народ «миролюбивый». Есть еще несколько чувашских, т. е. «миролюбивых», народов. Это — бесермяне в Удмуртии, которые «чувашами» были названы еще раньше чувашей. Есть род чабашей в Казахстане, есть даргинцы-чебаши, есть в русских летописях «чудь — чуваша». Все это — совершенно различные народы, не связанные между собой. Все они назывались «миролюбивыми», чтобы избежать истребления. То есть, сувары — это этноним, булгары — политоним, чуваши — соционим.

Движение

О том, что предки чувашей — сувары рассказывала еще в детстве моему отцу его тетка Хведусь Апа. Об этом историческом факте писали археологи А. П. Смирнов, В. Ф. Каховский, историк В. Д. Димитриев. Еще в 1984 году скульптор Мадуров Федор Иванович разработал и изготовил герб и флаг чаваш савар тенче. Всем известное движение по переименованию чувашей в сувар появилось в Чувашии не так давно. Его инициатором и вдохновителем является Владимир Алмандай. Бывает мы спорим при встрече, не могу я согласится с тезисом, что «чувашский период истории» можно просто так вырезать, чтобы вновь вернуться к изначальному этнониму. Вижу, что под идею «сувар» сегодня стали записывать кого угодно. Думаю прежде чем назваться суваром человек все же должен был пройти этап «чуваша». А иначе, пойди докажи чей ты потомок! Более того, назваться-то можно кем угодно, говорить можно одновременно и на 30- и языках. Для того чтобы стать суваром, нужно не только делами доказать это, но и быть в душе и голове суваром, а для этого, человек должен иметь суварское мировоззрение, быть преданным традиционной вере сувар-чувашей. Иначе, есть опасность, что расширенное толкование этнонима может стать причиной «размывания» народа.

Отказ от графы «национальность» в паспорте, насаждение «государственной религии» — все это продолжение имперской политики по унификации российского народа, превращения России в некую «казарму». Стремление это вполне закономерно, так как позволяет не считаться с интересами коренного населения территорий с целью извлечения наибольших выгод транснациональным корпорациям.

Я был этим летом на Урале в различных городах и, в частности, в Первоуральске. Этот мощнейший экономический промышленный и сырьевой центр России фактически стал зоной экологического и социального бедствия. Перед этим локомотивом Российской промышленности наш город Канаш выглядит более респектабельным. Это простой пример того, что значит не иметь своей культуры, своей национальности, своей власти. Поэтому важно сохранить свою республику, свою индивидуальность — это сегодня и есть единственное наше спасение.

Мы не отрекаемся от нашей истории, от того, что мы чуваши, просто вспомнили о том, что наш исторический этноним — сувары. Поэтому я, и моя жена Русалина Селентай, и мой сын Терентий зарегистрировались именно под этим этнонимом.

Конечно, при оформлении документов были небольшие проблемы. Мы приходим в загс, а там говорят, у нас нет в базе такой национальности. Стоп, говорю я, и показываю им положение о том, что этноним «сувар» внесен во всероссийский перечень национальностей, на основании переписи населения. Кстати, каждый из вас может скачать это положение на сайте Сувары.рф. Через пару дней все документы были оформлены как надо.

То ли Иисус, то ли мужик…

Конечно, раньше подобное было бы невозможно, так как в СССР и царской России национальное движение всегда было под жестким контролем. Сегодня же, во время Всероссийской переписи населения разрешили называться хоть кем. В результате появились и «орки» и «гоблины» и «эльфы», но это пренебрежение национальной политикой вызвало неожиданный эффект, стали возрождаться исторические этнонимы. В Осетии появились аланы, в Якутии — саха.

Такие идеи, по мнению Дмитрия, возникают в интеллектуальной среде и высвечивают наболевшие вопросы, движут нацию вперед.

После успеха фильма «Овсянки» русские северных областей России вспомнили, что они «меря». Над ними пытаются издеваться, пишут всякие статейки типа какие вы меря? Все вы — русские, а меря, мол, исчезли еще в XII веке. Но, как оказалось, у этого движения есть свои козыри, оказывается они еще помнят свой язык, несмотря на тотальную христианизацию сохранили некоторые свои ритуалы и священные места.

Та же ситуация зреет и в самой русской среде. Не желая быть русскими, что, вполне обоснованно, по-мнению культурологов стало равносильным понятию «этнически маргинализированное население», часть их стала записываются «славянами». Но иногда все доходит до абсурда. Так, в Пензенской области и Мордовии русские стали переименовываться в «буртасов».

Там появился свой зелено-желтый флаг этого движения с ликом Иисуса Христа, клич: «Норд вейг!» (путь на север) и шапка «буртаска» (австро-венгерская с козырьком и двумя пуговичками на лбу у околыша). Этот флаг висел некоторое время в городе, пока люди не стали делать замечания — «почему это православный флаг висит над административным зданием?». Тогда на на флаге убрали нимб на головой Иисуса Христа. Получился какой-то бородатый мужик на желто-зеленом фоне. В честь буртас назвали спорткомплекс. Создали музей буртасов в Наровчате, возле которого развесили плакаты — «Ты записался в буртасы?».

Наровчат — это «Великий город» русских летописей, бывший столицей булгаро-мокшанского княжества. Там были знаменитые пещеры в пять ярусов, где население спасалось от набегов.

Во время прогулки по этим пещерам, парнишка-экскурсовод рассказывал туристам, что эти пещеры копали некие буртасы, которые были славяне, и неизвестно куда потом исчезли, а дальше их копали монахи из Киево-Печерской лавры.

Я спросил его: кто тебе рассказал об этом? Где об этом написано? Он ответил: «Батюшка меня в монастыре благословил».

Ну, тут все стало ясно, как говорится без комментариев.

Сейчас уже доказано, что булгарское княжество буртасов Ведин в IX-XIII веках находилось на Нижней Волге и в Предкавказье. Это был сарматский народ, выходцы из земель современного Казахстана. Подобный бред происходит во многих уголках России.

Есть такая газета «Эрзянь мастор». Она борется за возрождение народа эрзя, и его языка. Лидеры их национальной культуры понимают, что их целенаправленно уничтожают. В школах эрзянский язык не преподается, но напротив их «мордвинизируют» — власти продвигают программу по созданию единого «мордовского» языка из языков эрзи, мокши и шокши. Конечно же, они пытаются сопротивляться этому. Язык — это все-таки некая память народная, способ передачи информации следующим поколениям. Люди не должны забывать свои корни.

Без точки опоры

Почему даже русские сегодня не хотят быть русскими? Проблема в том, ничего своего в культуре уже нет. Судите сами, язык — это уже некое эсперанто, в нем славянских корней не более двадцати процентов, при этом эти слова не являются новообразующей языковой основой. Религия — ортодоксальное христианство — одна из ветвей иудаизма. Исторические территории река Висла для славян и западное побережье Ботнического залива в Швеции для русов. Русский самовар оказывается китайским изобретением; гжель — китайско-арабская; кокошник — древнегреческий убор, матрешка — японская; пельмени — пермяцкие; хохлома — и та, оказывается, не русская, а монгольская роспись.

Куда деваться народу? Люди это осознают и пытаются зацепиться, найти хоть какую-то точку опоры.

Не видя выхода из этой ситуации они создают фашистские движения. Это — уже последний крик умирающего народа. Молодежь ведь это понимает — хочется стать агрессивным, защищаться. Но что именно защищать — вот в чем проблема?

Почему движение сувар набирает силу? Уже несколько десятилетий мы живем без власти, проводившей бы грамотную позитивную национальную политику в республике. Власти интересно лишь поддержание самой себя, то есть обеспечение очередных выборов. Вот для этих целей фактически сегодня и существует системы клубов, музеев, театров и народных ансамблей. Если бы ставилась другая задача, то музеи пополняли бы фонды археологией и этнографией, поддерживалась бы традиционная чувашская вера. Мы до сих пор не предприняли попытки чтобы спасти хотя бы один памятник традиционной архитектуры чувашей. Как молчаливый укор нам архитектурный заповедник в Козьмодемьянске. Причина, каждый раз за дело брались люди увешанные регалиями, но корыстолюбивые и откровенно некомпетентные в этих вопросах. В последние годы в республике свернуты все работы по изучению этногенеза и древней истории народа. Мы со скандалом отказались от так долго выбиваемого гранта на изучение генетики народа. Научный мир в шоке, зато у нас все спокойно. Стыдно сказать, но до сих пор не изучено археологами ни одно суварское городище в Дагестане. Местных кавказских археологов не интересует история чужого народа, а в Чувашии эта сегодня тема вообще считается закрытой.

Посмотрите телевизионный канал «Культура» и ее новости: Мариинка и Башмет, на этом хлопнулись все тысячелетние достижения россиян.

Осознавая, дилетантизм власти в вопросах культуры, мы делаем все сами — как умеем и как можем выживаем.

Наблюдая всю ту убогость, культивируемую вокруг имени «чуваш» властями, люди пытаются сами изменить эту ситуацию, вспомнив, что когда-то мы были «сăвапла-арами», т. е. суварами, что означает «достойные мужи», народом «золотого века» не утратившего еще своей самобытной культуры. По крайней мере, то, что за чувашами стоят сувары, есть историческая правда, и мы имеем полное право так сегодня называться.

Записал Александр ДИКУНОВ.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Социальная сеть

Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *